Корзина
Нет отзывов, добавить
Авторские тексты с высокой уникальностью! 

Тезисы ВАК

Тезисы ВАК

Тезисы ВАК УДК 37.012 Влияние «профессионального выгорания» на педагогическую деятельность в школе

«Профессиональное выгорание» – одна из проблем современной педагогической деятельности, с которой сталкивается почти каждый педагог. Сегодня выделяют ряд причин, которые вызывают «синдром» профессионального выгорания» и ряд методов, которые применяются для его коррекции или предупреждения.

Автор тексту: ІЦ «Манускрипт» – виконання курсових, дипломних, дисертацій на замовлення, https://studentmanuscript.com.ua 

Влияние «профессионального выгорания» на педагогическую деятельность в школе

Педагогическая деятельность относится к стрессогенным видам работы, а педагоги испытывают существенные нагрузки на психическую и эмоциональную сферы. Ответственность за учеников, необходимость поддерживать взаимоотношения с рабочим коллективом и родителями детей, вызывает появление у учителей так называемого синдрома «профессионального выгорания», который заключается в реакции психики и организма учителя на негативные внешние реакции, связанные с педагогической деятельностью и непосредственными рабочими обязанностями. Вопрос «профессионального выгорания» неоднократно исследовался в работах отечественных и зарубежных ученых: Р. И. Савицкая [1], Ю. Скорик [2], Т. В. Форманюк [3], Ю. М. Чемодурова [4], К. Маслач [5] и др.

Причинами «профессионального выгорания» есть ряд стрессогенных факторов, к которым относятся следующие:

- напряженность и негативная атмосфера в рабочем коллективе и профессиональном окружении;

- недостаточные условия для личного развития и самовыражения;

- отсутствие творческого подхода к работе, однообразие;

- отсутствие положительной оценки со стороны руководства или коллег;

- низкое финансовое вознаграждение за работу;

- невозможность профессионального развития и повышения по карьерной лестнице ;.

- нерешенные конфликтные ситуации между коллегами, родителями учеников, и самими учащимися [1].

«Профессиональное выгорание» приводит к деструкции личности учителя, которая может иметь негативные последствия для здоровья самого педагога и для учащихся, которые, как известно, подражают поведению учителя, а потому могут усваивать неверные образцы поведения. В будущем эти ученики столкнутся со сложностями в социальном взаимодействии и контактировании с другими людьми. В результате возникновения хронического стресса на работе, психика педагогов начинает блокировать механизмы психологической защиты, так возникает эмоциональное выгорание. Во время работы с учениками, и в конце рабочего дня, учитель может чувствовать усталость, раздражение, недовольство любыми ошибками учеников, что «выливается» в неспособности эффективно осуществлять обучение и воспитание детей. Кроме этого, «профессиональное выгорание» может негативно влиять на семейные отношения педагога, ведь при хроническом стрессе учитель переносит свой негатив на работе домой. «Профессиональное выгорание» проявляется в неспособности учителя противостоять внешним негативным воздействиям, уходить от эмоциональных конфликтов, преодолевать стрессовые ситуации.

Проблема «профессионального выгорания» связана также с отсутствием общепринятых механизмов преодоления этого синдрома. Самыми известными средствами преодоления и коррекции «профессионального выгорания» являются тренинги, психокоррекционная работа с учителями, релаксация.

Подытоживая вышеизложенное, «профессиональное выгорание» – одна из важных проблем педагогической деятельности, которая требует решения. Улучшение условий работы учителя будет способствовать снижению стресса на работе, что положительно повлияет на обучение и воспитание подрастающего поколения.

 

Список використаної літератури

1.    Савіцька Г. І. Проблема «професійного вигорання» в контексті підготовки майбутніх працівників освітніх закладів / Г. І. Савіцька // Педагогічний дискурс. – 2010. – Вип. 8. – С. 200-204. 

2.    Скорик Ю. Взаємозв’язок особистісних якостей викладача вищої школи та процесу професійного вигорання / Ю. Скорик // Наукові записки [Кіровоградського державного педагогічного університету імені Володимира Винниченка]. Сер. : Педагогічні науки. – 2014. – Вип. 131. – С. 181-185. – 

3.    Форманюк Т. В. Синдром емоційного згорання як показник професійної дезадаптації вчителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. Наукові записки. Серія: Педагогічні науки.  – М.: Школа-Пресс, 1994. – Випуск 131. – № 6. – С. 57-63.

4.    Чемодурова Ю. М. Проблема визначення соціально-психологічних компонентів професійної деформації особистості / Ю. М. Чемодурова // Науковий вісник Миколаївського державного університету імені В. О. Сухомлинського. Сер. : Психологічні науки. - 2012. - Т. 2, Вип. 9. – С. 242-245. 

5.    Maslach С. Burnout: A multidimensional perspective // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed. W. B. Schaufeli, C. Maslach and T. Marek. Washington D.C: Taylor & Francis, 1993. – P. 19-32.

©ИЦ «Манускрипт» – 2019.

Другие статьи