Корзина
Авторские тексты с высокой уникальностью! 

Рубрикация газетных статей

Рубрикация газетных статей

Статья ВАК: Рубрикация газетных статей

РУБРИКАЦИЯ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ

 

Abstract. In this article the author considers the problems of newspapers dividing according to subject rubrication based upon separation of the categories for priority and secondary meaningful information. For implementation of the aims set, the author has selected and systematized the theoretical and practical materials on the peculiarities of editorial classification of the textual material, newspaper discourse and specificity of textual modelling. The definitions of “rubric” in the scientific literature have been stated.

Key words: editorial classification, newspaper, priority information, secondary meaningful information, rubric model, thematic, public, “Rossiyskaya gazeta”, society, type, photo illustration, graphic means, page, reader.

 

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими заданиями. В современном мире людей окружает большой поток информации, поступающий из разных источников: прессы, телевидения, рекламы и др. Для рядового читателя или зрителя очень сложно не запутаться в этом потоке, и оставаться в курсе всех событий, которые происходят в обществе. Сегодня одним из наиболее значимых источников информирования социума является пресса. Если проблема использования лексико-стилистических средств в газетном дискурсе неоднократно изучалась, то проблема структурирования газетного текста почти не рассматривалась в научной литературе. Тем не менее, каждая газета, независимо от ее значимости (например, желтая пресса), и масштабов тиража обладает структурой, которая подчеркивает наиболее выгодные стороны издания, создавая его оригинальный стиль. В газете выделяются постоянные элементы – название газеты, базовые рубрики, информация о самом издании и его редакторах (как правило, в онлайн газетах, размещается внизу веб-страницы).  Остается нерешенным вопрос о том, какую информацию следует считать приоритетной и размещать на главной странице, в центре и т.п., а какую информацию можно отнести ко вторичной или менее значимой. Вместе с тем, рубрикация газеты очень важна, ведь даже название статьи может подсказать читателю, о чем пойдет в ней речь.

Формирование целей статьи. Целью исследования в статье является анализ особенностей рубрикации газет как средства репрезентации приоритетной и вторичной информации. Для реализации целей исследования необходимо исследовать теоретические материалы по теме исследования и отобрать иллюстративный материал, с помощью которого мы сможем подтвердить полученные результаты. В качестве иллюстративного материала выбрано материалы из «Российской газеты». Выбор «Российской газеты» в качестве иллюстративного материала обоснован популярностью и широким тиражом данного печатного издания в России.

Анализ последних исследований и публикаций по данной теме.

Исследованию особенности рубрикации посвящены работы таких ученых: С. И. Галкин «Оформление газеты и журнала: от элемента к системе» [5], Б. В. Добров «Автоматическая рубрикация полнотекстовых документов по классификаторам сложной структуры» [8], А. С. Калинин «Рубрикация текстов на основе автоматического построения семантических сетей» [10], А. П. Киселев «От содержания к форме: Основные понятия и термины газетного оформления» [11
Н. В. Лукашевич «Методы автоматической рубрикации и оценка их качества» [14], Б. Я. Мисонжников «Феноменология текста: (Соотношение формальных и содержательных структур печатного издания)» [18], Н. В. Раздина «Газета «За индустриализацию» (1930-1937): Характер рубрикации и содержания материалов издания» [25], И. М. Табашников «Газета и дизайн» [32] и др.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящена данная статья. Несмотря на многочисленные исследования рубрикации как способа категоризации информации, в том числе в прессе, рубрикация ранее не рассматривалась как способ репрезентации приоритетной и вторичной информации. В связи с этим, решение рассмотреть рубрикацию газеты с этой позиции позволит нам выявить взаимозависимость рубрикации и социальных проблем общества, его потребностей, интересов, событий и др.

Новизна исследования заключается в том, что мы проводим комплексный анализ особенностей рубрикации газет, выделяя приоритетные направления (рубрики), а также менее важную информацию (рубрики), опираясь на лингвостилистический и дискурсивный анализ статей из «Российской газеты». Комплексное исследование рубрикации построено на основе выделения тематического круга проблем, которые служат основой для группирования на рубрики, и функционального интереса современного читателя к вопросам, которые освещаются в прессе.

Методы исследования. Исследование теоретического материала вызывает необходимость использования методов отбора и систематизации материала. Также следует применить исторический метод, поскольку необходимо рассмотреть классификации рубрикации, предлагаемые учеными в разные временные периоды.

Для иллюстрации практического исследования и его результатов необходимо применить метод выборки. Мы отобрали 25 выпусков «Российской газеты» (онлайн версия) (в общей сложности проанализировано более 100 статей). Применение метода выборки предполагает использование общенаучных методов анализа и систематизации, поскольку отобранные статьи необходимо классифицировать согласно теме, которую автор раскрывает в статье, и приоритетности информации, представленной вниманию читателя.

Чтобы понять тематическую направленность статьи потребуется использовать метод лингвостилистического и лексикографического анализа. Этот метод даст возможность выделить ключевые слова статьи и проанализировать их значение в словаре, что даст нам возможность безошибочно определить принадлежность статьи к той или иной рубрике, отображающей тематику определенной сферы жизни (политика, экономика, культура и т.п.).

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Четкая и постоянная система рубрикации газеты служит источником упорядочивания информации, что позволяет читателю легко ориентировать в материалах газеты. Согласно К. А. Розанову, рубрика «своего рода реклама газетного материала» [27, с. 85]. Кроме того, рубрикация – это не только способ взаимодействия газеты с читателем, но и способ создать свой уникальный стиль газеты. Б. В. Добров интерпретирует рубрикацию как классификацию документов согласно их тематической обусловленности, и выделяет следующие задачи: распространение информации или обмен информацией в процессе информационного поиска [8]. Способы рубрикацию, по мнению ученого, включают автоматическую и ручную. Автоматическая рубрикация предполагает опору на «инженерный поход», когда рубрики строятся согласно алгоритмам классификации документов. Второй подход означает классификацию на основе опоры на знания специалиста, осуществляющего рубрикацию [8]. В научной литературе отсутствуют универсальные способы рубрикации текстового материала. Так Н. Ф. Гусарова, понимает рубрикацию как разделение текста на составляющие элементы: разделы, главы и т.д. [9]. В связи с этим ученая выделяет два вида рубрикации: иерархическая и гипертекстовая. Иерархическая рубрикация применяется, как правило, для рубрикации текстов большого объема, когда требуется разделение на главы или темы. Именно этот тип рубрикации очень удобен и эффективно используется большинством изданий печатной прессы. Иерархическая рубрикация предполагает разделение текста по принципу «Дерева», то есть, например, соблюдается следующая последовательность: название рубрики – заголовок текста – комментарий к заголовку – фотоиллюстрация – текст – автор статьи. Именно этот тип рубрикации использован в «Российской газете», газете «Аргументы и факты», «Независимой газете» и др. Этот метод рубрикации соответствует принципам удобства и линейного расположения текста.

Гипертекстовая рубрикация характерна для сетевых данных, когда пользователь точно знает, какую информацию нужно искать и в результате переходит по ссылке к нужным данным. Гипертекстовая рубрикация это «текст в тексте» [9, с. 11-13.].

Однако следует учитывать тот факт, что читатель не всегда детально перечитывает газетный текст. Можно говорить об определенной «фильтрации» текстового материала, поэтому рубрикация очень важна для экономии времени и быстрого поиска нужных данных.  В связи с этим любой текст должен быть структурирован, а рубрики – это своеобразная «карта» печатного издания.

Н. Ф. Гусарова в качестве способов рубрикации выделяет следующие средства:

- система заголовков;

- нумерация;

- абзац [9, с. 11-13.].

«Абзац (отступ вправо в начало первой строки каждой части текста) является простейшей рубрикой. Абзац указывает на переход от одной мысли или темы к другой. Нумерация – числовое или буквенное обозначение последовательности расположения частей текста. Возможны два типа нумерации:

Часть первая. 1.

Раздел А. 1.1.

Глава I. 1.1.1.

§ 1. 1.1.1.1.

... ...» [9, с. 11-13.].

В качестве примера, можно привести особенности рубрикации научно-технического текста по типу иерархии

«ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СООБЩЕНИЯ О ПРОИСШЕСТВИЯХ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРОВ

§ 1. Текст и дискурс.

§ 2. Информационные жанры во французской прессе.

§ 3. История возникновения жанра сообщения о происшествиях.

§ 4. Общая характеристика сообщений о происшествиях.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА II. ДИСКУРСИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СООБЩЕНИЙ О ПРОИСШЕСТВИЯХ

§ 1. Тематическая классификация сообщений.

§ 2. Композиционные особенности текстов.

2. 1. Внешний аспект.

2. 2. Внутренний аспект.

§ 3. Нарративные структуры и нарративные схемы происшествий.

3.1. Функционально-речевые формы.

3. 2. Тексты с закрытой и открытой нарративной структурой.

3.3. Тексты с линейной и круговой нарративной схемами.

§ 4. Семантико-синтаксическая и прагматическая характеристика

сообщений о происшествиях.

4. 1. Функции пространственных дейктиков.

4. 2. Функции временных дейктиков.

4. 3. Временная организация текстов.

4. 4. Модальная организация текстов.

4. 5. Особенности передачи и функции чужой речи.

Выводы по второй главе и т.д.» [17].

Заголовок считается одним из наиболее эффективных способов рубрикации, поскольку представляет собой «сжатый текст» содержания основного материала статьи. Информативность заголовка достигается за счет использования ключевых слов и экспрессивных лексико-стилистических средств. В совокупности для заголовков характерным является использование метафор, эмоционально-окрашенной лексики. Например:

«Лондон назвал виновника крушения российского самолета 

Великобритания усиливает меры авиационной безопасности на фоне крушения российского самолета на Синайском полуострове в Египте… [40].

В заголовке мы видим использование лексики с эмоциональной окраской – крушение:  «катастрофа, несчастный случай (с поездом, реже с пароходом), обычно сопровождающийся материальным ущербом, порчей машин или человеческими жертвами. Крушение поезда. Крушение с человеческими жертвами» [30].

А. С. Калинин [10] предлагает уникальную модель рубрикации, основанную на семантической сети. В частности, ученый выделяет следующие компоненты: корпус текстов, предметная область, извлечение концептов, извлечение семантических связей, семантическая сеть  [10, с. 22].

Рубрикация «Российской газеты» содержит следующие категории, которые отображают важные составляющие жизни общества: ВЛАСТЬ, ЭКОНОМИКА, В РЕГИОНАХ, В МИРЕ, ПРОИСШЕСТВИЯ, ОБЩЕСТВО, СПОРТ, КУЛЬТУРА, СПЕЦПРОЕКТЫ, ОБЩЕСТВО.

Рассмотрим, как осуществляется рубрикация газеты на основе модели рубрикации А. С. Калинина [10].

Целью этапа «извлечение концептов» является выделение базовых (ключевых) слов или словосочетаний, которые указывают на тему и содержание материала. Например:

«Вузы имеют право устанавливать дополнительные испытания или проводить собеседование. Например, дополнительное испытание может быть на специальностях «эксплуатация воздушных судов», «стоматология», «филология» и на некоторых других. Собеседование разрешено проводить на «специальном (дефектологическом) образовании». МГУ и СПбГУ могут проводить дополнительные вступительные экзамены по любым предметам.» [40].

В приведенном примере можно выделить следующие ключевые слова: ВУЗ;  собеседование; специальность, стоматология, филология, образование, МГУ (МГУ – Московский Государственный Университет); СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет); вступительные экзамены; предмет [30].

Значение отобранных ключевых слов позволяет заключить, что все лексические единицы относятся к сфере образования. Соответственно, статья с содержанием вышеуказанных слов, будет вероятнее всего размещена в рубрике образование.

Второй этап «извлечение семантических связей» – это анализ ключевых слов, который предусматривает лексикографический и аналитический подход, определение важных дат, важной статистической информации и т.п. Например:

«В правительстве не согласны с такой оценкой ситуации. В Росавтодоре указывают, что влияние на цены на полки будет в пределах десятых долей процента. Тем не менее, там пошли навстречу участникам рынка. Плата за проезд была снижена в два раза – до 1,53 рубля за километр с 3,06 рубля. Минпромторг также обещает не штрафовать компании и водителей за неоплату проезда.

Льготный режим будет действовать до марта 2016 года. При этом, Минэкономразвития намерено добиваться его продления до конца года.» [40].

В данном фрагменте можно выделить важную статистическую информацию: цены на полки будет в пределах десятых долей процента; Плата за проезд была снижена в два раза – до 1,53 рубля за километр с 3,06 рубля; Льготный режим будет действовать до марта 2016 года [40]. Выделенная информация дает читателю представление о том, что речь идет об экономических решениях, в частности решений, которые касаются платы за проезд. Таким образом, «извлечение семантических связей» в этом фрагменте позволяет отнести текст к рубрике, посвященной экономическим вопросам.

В результате извлечения концептов формируется представление о семантической составляющей текста, то есть осуществляется переход к формированию семантической сети. Этот этап включает сопоставление выделенных лексических концептов с семантическими эталонами и совпадениями, их сравнение и др. Таким образом, удается отчетливо определить идейно-тематическую направленность текста и безошибочно отправить его в нужную рубрику.

Как пишет А. С. Калинин, рубрика – это своего рода эталон, в котором наблюдается совпадение концептов и семантических отношений между элементами текста, подлежащего рубрикации [10, с. 23].

Формирование контента газеты осуществляется под влиянием двух факторов. И. Ю.  Мясников [21] выделяет следующие из них: первый – общественный, то есть в газетах отображается информация, насущная для социума; второй – особенности практической коммуникации, а именно способ репрезентации темы, идеи, направленность на адресата. Анализ особенностей рубрикации материала в «Российской газете» показывает, что в качестве категоризации приоритетной информации лежит тематический принцип, основанный на учете вышеуказанного первого (общественного) фактора.

Помимо базовых рубрик, выделенных ранее, важным способом рубрикации является использование фотоиллюстраций и шрифтового оформления. Например, в рубрике «Экономика» представлена статья о сборах за проезд большегрузов. Заголовок статьи выделен жирным шрифтом (шрифт большего размера, чем текста статьи), и содержит приоритетную информацию – это краткий анонс содержания статьи:

«Введенный с сегодняшнего дня сбор за проезд большегрузов по федеральным дорогам не приведет к дефициту товаров или росту цен. Об этом сегодня заявил глава Минпромторга  Денис Мантуров. Правительство снизило плату за проезд в два раза.» [40]. Следует обратить внимание на то, что в тексте анонса, приоритетность информации передается с помощью подчеркивания ключевых слов. Даже не знакомясь с полной версией текста, читатель может догадаться, о чем в нем пойдет речь. Вторичная информация или более детальная информации анонса дает в самом тексте. Шрифт вторичного текста отличается от заголовка размером, а также не выделяется жирным:

««Трудно сказать, сколько новый дорожный сбор добавит к общей динамике роста цен, но вряд ли его влияние будет определяющим. Можно с уверенностью сказать, что это не приведет к дефициту продуктов питания и иных потребительских товаров», - сказал министр…» [40].

Способом рубрикации текста вторичной информации служат разделение на фрагменты/абзацы:

!_____«Плата, взимаемая с грузовиков с разрешенной массой более 12 тонн, будет идти на строительство новых и содержание имеющихся дорог. Подготовка в вводу системы продолжалась несколько лет, а ее запуск несколько раз откладывался.

!_____В последний месяц многие производители товаров и представители торговли заговорили о том, что новый сбор существенно ускорит рост цен. По разным оценкам – от 3 до 15 процентов. Также начались разговоры о возможных перебоях с поставками.» [40].

Текст оснащен фотоиллюстрацией и комментарием.

Фотоиллюстрация с комментарием также служит способом рубрикации вторичного текста, поскольку дает представление о событии, которое описывается в тексте.

Рубрика «Власть» охватывает статьи, в которых описываются события политического характера, а также содержит информацию о деятельности государственных структур.  Рубрика «ВЛАСТЬ» относится к приоритетной информации, так как дает представление о том, что статьи, которые включены в данную рубрику, будут касаться правительства, государственных органов и др. Переходя в рубрику «Власть» читатель может ознакомиться с полным текстом, который представляет собой вторичную информацию:

Фронт двадцати

Вчера в турецкой Анталье мировые лидеры собрались на саммит «двадцатки»...

«Дискуссии на этом форуме обычно сосредоточены на экономике, но страшные события в Париже внесли свои коррективы – как в повестку, так и в состав участников ... И уже на рабочем обеде решили обсудить не только вопросы изменения климата, но и борьбы с терроризмом...» [40].

Дополнительно к основным рубрикам, газета предлагает рубрику «Темы дня», например:

ТЕМЫ ДНЯ

Cаммит G20 в Анталье

Платные дороги в России

Лжетеррор [40].

Далее анонсы важных событий текущего дня. Здесь редакторы газеты придерживаются следующей рубрикации:

Рубрика – приоритетная информация, учитывая, что название рубрики указывает на тематику подборки статей;

фото – вторичная информация, поскольку фотография не дает представления о содержании статьи

Комментарий/Заголовок к статье – приоритетная информация, так как дает представление о содержании статьи.

Анонс – вторичная информация, учитывая, что анонс является вторичным по отношению к заголовку и раскрывает его суть. Например:

Рубрика «ЭКОНОМИКА»

[ФОТО]

Комментарий: Комиссия кабмина обсудила медицинские проблемы Кавказа [40].

Рубрикация «Российской газеты», как и рубрикация любой другой газеты, призвана отвечать не только поисковым запросам читателя, но и удовлетворять психологические требования к восприятию текстовой информации. Для сравнения приведем пример базовых и вторичных рубрик в других российских газетах:

«Независимая газета» [39]: НОВОСТИ, ГАЗЕТА, ПРИЛОЖЕНИЯ, ТЕМЫ, ФОТО, ВИДЕО, БЛОГИ, ФОРУМ, АРХИВ, ТЕГИ.

Анонсы фрагментов базовых рубрик

 «ЭКОНОМИКА»

Страну ждет затяжной банковский кризис

 «ИДЕИ И ЛЮДИ»

Варвара Ремчукова: США и Китай создают новые правила международной торговли ХХI века [39].

Разделение информации на приоритетную и вторичную внутри рубрики. Для примера рубрика «Экономика:

Приоритетная информация – Заголовок и комментарий:

Страну ждет затяжной банковский кризис

После бегства вкладчиков банкиры потребуют помощи от государства

Вторичная информация – ФОТО

[Фото]

Вторичная информация – Фрагмента текста под заголовком:

«Новые громкие банкротства кредитных организаций в РФ чреваты массовым оттоком вкладов населения.

[Фото]

В 2016 году России угрожает затяжной банковский кризис, который проявится в виде банкротства кредитных организаций, бегства вкладчиков и необходимости господдержки нескольких банков. Такой пессимистичный прогноз в конце прошлой недели опубликовал авторитетный Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Заметим, что прошлые подобные прогнозы о наступлении рецессии, сокращении реальных доходов и сжатии розничного рынка, как правило, сбывались. С выводами экономистов согласны и эксперты «НГ»: тенденций к улучшению ситуации в банковском секторе пока не видно» [39].

Газета «Аргументы и факты» предлагает следующую рубрикацию [38]: ГЛАВНАЯ, СВЕЖИЙ НОМЕР, ОБЩЕСТВО, ПРОИСШЕСТВИЯ, ПОЛИТИКА, ДЕНЬГИ, КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУХНЯ, ДАЧА, ЗДОРОВЬЕ, АВТО, НЕДВИЖИМОСТЬ, МНЕНИЯ.

Анонсы главных событий дня:

09:01Правительство выделит почти 6 млрд рублей отечественному автопрому

08:13Пострадавшая от кислоты российская туристка вылетела из Индии в Москву

06:59В Японии пять тысяч пассажиров поездов добирались в пункт назначения пешком

06:40У берегов Каймановых островов произошло землетрясение магнитудой 5,8 [38].

Таким образом, психологическим фактором рубрикации являются следующие: удобство восприятия для читателя; целостность восприятия; визуализация текста для опредмечивания восприятия и др.

Выводы исследования и перспективы дальнейших разработок в в этом направлении. Подводя итоги исследования, можем сделать вывод о том, что рубрикация является элементом структуризации газеты и создания ее стиля. Исследование особенностей рубрикации «Российской газеты» показывает, что архитектуру газеты составляют рубрики, отвечающие основным сферам жизни общества, такие как ВЛАСТЬ, ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, СПОРТ, КУЛЬТУРА и др. Помимо тематической рубрикации газеты, способом выделения приоритетной и вторичной информации служит шрифтовое оформление и использование фотоиллюстраций. В частности, в ходе исследования выявлено, что носителями приоритетной информации в «Российской газете» являются заголовки – они выделяются жирным шрифтом, кегль 16 пт. Сам текст или комментарии к нему являются вторичными по отношению к заголовку, поэтому печатаются меньшим шрифтом без жирного выделения. Использование шрифта и фотоиллюстраций для рубрикации информации в газете обусловлено тем, что читатель легче воспринимает зрительную информацию. Например, изменения шрифта заголовка и основного текста создают контраст, который безошибочно позволяет читателю выделить из текста приоритетную и вторичную информацию.

Результаты нашего исследования станут ценным вкладом в теорию журналистики. Анализ рубрикации в «Российской газете» может служить основой для сравнения с системами рубрикации других газет, в том числе зарубежных. Кроме того, полученные нами результаты позволяют по-новому посмотреть на актуальные проблемы современного общества, поскольку, как свидетельствует анализ газет, рубрикация осуществляется на основе тематически актуальных тем, которые отвечают интересам и запросам современного читателя.

Перспективой дальнейшего исследования является анализ тематического содержания статей, как способ психологического воздействия на сознание читателя.

 

Литература

  1. Анри П. Отдельные конструкции как связующие элементы дискурса / П. Анри // Квадратура смысла: французская школа анализа дискурса. – М., Издательская группа «Прогресс», 1999. – С. 158-184.

  2. Бакщин В.В. Оформление газет разного типа / В. В. Бакщин. – М.: Изд-во Моск. Ун-та. – 1981. – 70 с.

  3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.

  4. Борисова И. Н. Категория цели и аспекты текстового анализа / И. Н. Борисова // Жанры речи. – Саратов: Из-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. – Вып. 2. – С. 81-96.

  5. Галкин С. И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе / С. И. Галкин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 152 с.

  6. Глушков В. М. Гносеологическая природа информационного моделирования / В. М. Глушков // Вопросы философии, 1963. – № 10. – С. 13-18.

  7. Дейк Т. А. ван. Принципы критического анализа дискурса // Перевод и лингвистика текста. – М., 1994. – С. 169-217.

  8. Добров Б. В. Автоматическая рубрикация полнотекстовых документов по классификаторам сложной структуры [Электронный ресурс] / Б. В. Добров, Н. В. Лукашевич – Режим доступа: http://www.cir.ru/docs/ips/publications/02_cai_rubr.pdf

  9. Издательские системы. Компьютерная издательская графика. Часть 1: Учебное пособие / Н. Ф. Гусарова, Ю. В. Дорогов, Р. В. Иванов, А. В. Маятин. – СПб: СПб ГУИТМО, 2007. – 48 с.

  10. Калинин А. С. Рубрикация текстов на основе автоматического построения семантических сетей [Электронный ресурс] / А. С. Калинин, К. С. Охрименко. – Режим доступу: http://ea.dgtu.donetsk.ua:8080/bitstream/123456789/22275/1/6_2013_07_11_23_12_23_535.pdf

  11. Киселев А. П. От содержания к форме: Основные понятия и термины газетного оформления / А. П. Киселев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 50 с.

  12. Корнилов Е. А. Типология периодической печати: основные понятия и категории / Е. А. Корнилов // Типология периодических изданий / отв. ред. Е.А. Корнилов. Ростов н/Д: Изд-во Ростов. ун-та, 1984. – С. 7-31.

  13. Лахтунов П. П. Структура книги: Размышление художественного редактора об издательском процессе / П. П. Лахтунов // Рукопись – художественный редактор – книга / сост. Е. Б. Адамов. – М.: Книга, 1985. – 296 с.

  14. Лукашевич Н. В. Методы автоматической рубрикации и оценка их качества [Электронный ресурс] / Н. В. Лукашевич – Режим доступа: http://like-money.ru/stati/259-metody-avtomaticheskojrubrikaczii-i-oczenka-ix-kachestva

  15. Макаров М. Л. Основы теории дискурса / М. Л. Макаров. – М.: Гнозис, 2003. – 230 с.

  16. Макаров М. Л. Языковой дискурс и психология / М. Л. Макаров // Язык и дискурс: когнитивные и коммуникативные аспекты. – Тверь: Тверской гос. ун-т, 1997. – С. 34-45.

  17. Марченкова И. С. Дискурсивная характеристика текстов газетной рубрики «происшествия» (faits divers) во французской прессе [Электронный ресурс] / Ирина Станиславовна Марченко. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/diskursivnaya-kharakteristika-tekstov-gazetnoi-rubriki-proisshestviya-faits-divers-vo-frants

  18. Мисонжников Б. Я. Феноменология текста: (Соотношение формальных и содержательных структур печатного издания) / Б. Я. Мисонжников. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 200. – 490 с.

  19. Мясников И. Ю. Коммуникативное моделирование прессы: Жанровая структура издания как ключ к структуре его дискурса / И. Ю. Мясников // Вестник Томского государственного университета. Филология №3(15). – 2011. – С. 133-145.

  20. Мясников Ю. Н. Комплексный анализ газет и матричный метод их моделирования / Ю. Н. Мясников. – Томск: Учеб.-эксперим. изд-во ФЖ ТГУ, 2009. – 48 с.

  21. Мясников И. Ю.  Жанры речи в дискурсе периодического издания: специфика дискурса и описательная модель речевого жанра: [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Томск: РГБ, 2006 (Из фондов Российской

Государственной Библиотеки). – 215 с.

  1. Найден Е. В. К вопросу о соотношении понятий «стиль» и «жанр» // Теоретические и прикладные аспекты филологии. Сборник научных трудов, поев. 10-летию кафедры РЯЛ ИЯК ТПУ. – Томск: STT, 2004. – С. 20-21.

  2. Пеше М. Контент-анализ и теория дискурса / М. Пеше // Квадратура смысла: французская школа анализа дискурса. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1999. – С. 302-337.

  3. Пульчинелли Орланди Э. К вопросу о методе и объекте анализа дискурса / Пульчинелли Э. Орланди // Квадратура смысла: французская школа анализа дискурса. – М., Издательская группа «Прогресс», 1999. – С. 197-225.

  4. Раздина Н. В. Газета «За индустриализацию» (1930-1937): Характер рубрикации и содержания материалов издания / Н. В. Раздина //  Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 14 (369). – История. Вып. 64. – С. 78-82.

  5. Робен Р. Анализ дискурса на стыке лингвистики и гуманитарных наук: вечное недоразумение / Р. Робен // Квадратура смысла: французская школа анализа дискурса. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1999. – С. 184-197.

  6. Розанов К. А. Молодежная пресса как составляющая студенческой жизни /  Известия Саратовского университета. Сер. Филология. Журналистика, вып. 2. – 2009. – Т. 9. – С. 81-87.

  7. Рынков В. Периодическая печать: место в системе исторических источников / В. Рынков // Отечеств. арх. – 2010. – № 3. – С. 46.

  8. Седов К. Ф. Психолингвистические аспекты изучения речевых жанров / К. Ф. Седов // Жанры речи. – Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. – Вып.  3. – С. 40-52.

  9. Словари и Энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/

  10. Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика / Г. Я. Солганик. – М.: Высш. шк., 1991. – 182 с.

  11. Табашников И. М. Газета и дизайн / И. М. Табашников. – Тюмень: Софт-Дизайн, 1994. – 152 с.

  12. Dumais S., Piatt J„ Heckerman D., Sahami M. Inductive learning algorithms and representations for text categorization / S. Dumais, J. Piatt, D. Heckerman, M. Sahami // In Proc. Int. Conf. on Inform, and Knowledge Manage., 1998.

  13. Hayes P. J. Construe: A System for Content-Based Indexing of a Database of News Stories / P. J. Hayes, S. P. Weinstein // Proceedings of the Second Annual Conference on Innovative Applications of Intelligence, 1990.

  14. Kramer M. Breakable rules fro literary journalists / M. Kramer // Literary Journalism: A New Collection of the Best American Nonfiction / ed. by N Sims, M. Kramer. – New York: Ballantine, 1994. – P. 21-34

  15. Lewis D. Feature Selection and Feature Extraction for Text Categorization. // Proceedings of the DARPA Workshop on Speech and Natural Language. — Harriman, New York, 1992. — Р. 212-217.

  16. Salton G, Buckley C. Term-Weighting Approaches in Automatic Text Retrieval / G. Salton, C. Buckley // Information Processing and Management. – 1988. – Р. 513-523.

 

Иллюстративный материал

 

  1. Аргументы и факты [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.aif.ru/

  2. Независимая газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.ng.ru/

  3. Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/

 

 

Информационный центр "Манускрипт"

Другие статьи